БЕНИН - 200 франков 1995 года "ИСТРЕБИТЕЛЬ HANSA-BRANDENBURG D. I" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

БЕНИН - 200 франков 1995 года "ИСТРЕБИТЕЛЬ HANSA-BRANDENBURG D. I"

Дата выпуска: 1995

Металл: Медно-никелевый сплав

Тираж: 25 000 штук

Диаметр: 30 мм

Вес: 13 гр

Толщина: 2 мм

Гурт: гладкий

Соотношение аверс/реверс: Монетное (180°)

Монетный двор: Монетный двор Кубы (г.Гавана)

№ по каталогу Краузе: KM# 17

Примечание: на фото образец

Описание товара:

БЕНИН

200 франков 1995 года

"ИСТРЕБИТЕЛЬ HANSA-BRANDENBURG D. I"

Аверс: В центре монеты на фоне облаков изображён истребитель Первой мировой войны - Hansa Brandenburg (облака и самолёт изображены при помощи цветной эмали). Справа между облаков расположен год чеканки монеты. Вверху полукругом по краю монеты отчеканено название истребителя: "HANSA BRANDENBURG D. I".

Реверс: В центре монеты размещён герб Республики Бенин, принятый в 1990 году; над ним полукругом название страны-эмитента: "REPUBLIQUE DU BENIN"; под гербом - номинал монеты в две строки - 200 / FRANCS CFA.



ИСТРЕБИТЕЛЬ HANSA-BRANDENBURG D. I

Самолёт спроектирован на немецкой фирме «Ганза-Бранденбург» под руководством Эрнста Хейнкеля (Ernst Heinkel) весной 1916г. Машина, получившая фирменное обозначение KD, представляла собой цельнодеревянный одномоторный одноместный биплан с оригинальными межкрыльевыми стойками — довольно сложными звездообразными конструкциями из деревянных брусьев. Такое решение обеспечивало высокую прочность бипланной коробки и позволило отказаться от расчалок, но несколько увеличило массу планера. У германских военных самолет K.D не вызвал интереса, но Австро-Венгрия, не располагавшая ещё собственными истребителями, в мае 1916 г. заказала 20 самолётов, а вскоре — ещё 30.

Серийные самолёты отличались от прототипа формой фюзеляжа с высоким закабинным гаргротом. Вооружение состояло из одного 8-мм пулемёта «Шварцлозе» на верхнем крыле в деревянном контейнере, официально обозначавшемся VK II, а лётчиками прозванном «гробиком» (Kindersarg - буквально означает «детский гроб»). В том же контейнере размещался и боекомплект, состоявший из 850 патронов. Часть машин получила пулемёт в открытой надкрыльевой установке, а некоторые экземпляры немецкого производства вместо «Шварцлозе» вооружались немецким LMG 08.

Самолёт приняли на вооружение под обозначением «Ганза-Бранденбург» D.I. Была также приобретена лицензия на выпуск таких самолётов фирмами UFAG (Будапешт) и «Феникс» (Вена), но реально их строила только последняя, изготовившая в январе—мае 1917г. 73 самолёта. Таким образом, общий объём выпуска «Ганза-Бранденбург» D.I составил 123 единицы.

Основные модификации Hansa Brandenburg D.I
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 65.5 — самолёты немецкого производства. Двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-160 (160 л.с.) с радиатором на верхнем крыле. Вооружение — 1 8-мм пулемёт «Шварцлозе». Экипаж — 1 чел. Выпущено 20 единиц.
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 65.7 — самолёты немецкого производства с двигателем «Аустро-Даймлер» Dm-150 (150 л.с.) и лобовым радиатором автомобильного типа. Изготовлено 30 самолётов.
- «Ганза-Бранденбург» D.I серии 28 — самолёты австро-венгерского производства. Двигатель «Аустро-Даймлер» Dm-185 (185 л.с). Вооружение соответствует машинам немецкого выпуска. Применено новое вертикальное оперение с килем (самолёты немецкого производства имели только руль направления). Выпущено 50 самолётов.
«Ганза-Бранденбург» D.I серии 28.5 — увеличена площадь крыла, облегчён планер. Изготовлено 23 единицы.

Лётно-технические характеристики самолёта «Ганза-Бранденбург» D.I серии 28
Двигатель: «Аустро-Даймлер» Dm-185
Мощность, л.с.: 185
Размах крыла, м.: 8,50
Длина самолета, м.: 6,35
Высота самолета, м.: 2,79
Площадь крыла, кв. м.: 24,0

Масса пустого самолёта: 714 кг
Масса нормальная взлётная: 1047 кг
Скорость максимальная: 185 км/ч
Скорость крейсерская: 165 км/ч
Время набора высоты 1000 м., мин.: 4
Потолок, м.: 5000
Продолжительность полёта, ч.: 2,5

Боевое применение самолетов Ганза-Бранденбург на фронтах Первой мировой войны
Первые «Ганза-Бранденбург» D.I появились на итальянском фронте в ноябре 1916 г. Их получили истребительные отделения авиарот Flik 12, Flik 19 и Flik 34. В 1917 г. началось формирование специализированных истребительных авиарот. В частности, в январе 1917 г. самолётами «Ганза-Бранденбург» D.I вооружили Flik 41J, а в марте — Flik 42J. С января 1917 г. начинаются поставки самолётов серии 28. В начале 1917 г. «Ганза-Бранденбург» D.I поступают в эскадру FLG 1 (где применялись главным образом как учебные), затем — в авиароты Flik 16, Flik 23, Flik 35, Flik 101 и некоторые другие. В этих частях «Ганза-Бранденбург» D.I служили для сопровождения самолётов-разведчиков, в то время как истребительные авиароты предназначались для завоевания господства в воздухе. Именно на этих самолётах начинали свою карьеру такие австро-венгерские асы, как Годвин Брумовски, Франк Линке-Кроуфорд, Адольф Хейровски (Adolf Heyrowsky), Рауль Стойсавлье-вич (Raoul Stojsavljevic).

Одна из первых побед на «Ганзе-Бранденбург» D.I была одержана Годвином Брумовски (совместно с двумя другими пилотами) 3 декабря 1916 г. – у Мавинье они сбили итальянский бомбардировщик «Капрони» Са. 1. Несмотря на поступление с середины 1917 г. более современных истребителей, «Ганза-Бранденбург» D.I оставался любимым самолётом Брумовски. На нём он в течение 9 дней — с 10 по 18 августа 1917 г. — одержал 12 подтверждённых и 6 неподтверждённых воздушных побед. Другой известный ас, Юлиус Ариги, летая в составе эскадры FLG 1, в апреле—мае 1917 г. сбил на «Ганзе- Бранденбург» D.I пять вражеских самолётов. Франк Линке-Кроуфорд Одержал свою первую воздушную победу 21 августа 1917 г., летая на «Ганзе-Бранденбург» D.I в составе Flik 41J.

Несмотря на достаточно неуклюжий вид, «Ганза-Бранденбург» D.I мог на равных сражаться с самыми современными истребителями противника. Например, Бенно Фьяла (Benno Fiala), летавший на такой машине в разведывательной эскадрилье Flik 12, 25 октября 1917 г. сбил у Монте Сан Габриэле итальянский SPAD S.VII.

В 1917 г. «Ганза-Бранденбург» D.I в небольшом количестве встречались и на русско-румынском фронте. До середины 1917 г. «Ганза-Бранденбург» D.I оставался основным австро-венгерским истребителем, но впоследствии был постепенно вытеснен более совершенными машинами.

Общая оценка истребителя Первой мировой войны Hansa-Brandenburg D.I довольно неоднозначна. С одной стороны, он отличался неплохими скоростными качествами, с другой — был неустойчив (особенно это относилось к самолётам немецкого производства), довольно сложен в пилотировании и имел тенденцию к срыву в штопор. Вследствие аварий на этом типе самолёта погибло несколько пилотов, например командир эскадры FLG I Франц Рабиш (Franz Rabitsch). Из-за подобных случаев «Ганза-Бранденбург» D.I получил у пилотов Первой мировой нелестные прозвища - «убийца» и «летающий гроб».