КОНГО РЕСПУБЛИКА - 100 франков 1995 года "JUNKERS JU 52" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

КОНГО РЕСПУБЛИКА - 100 франков 1995 года "JUNKERS JU 52"

Дата выпуска: 1995

Металл: Сталь с никелевым покрытием

Тираж: 25 000 шт.

Диаметр: 32,7 мм

Вес: 12,7 гр

Толщина: 2,3 мм

Гурт: гладкий

Соотношение аверс/реверс: Монетное (180°)

№ по каталогу Краузе: KM# 21

Примечание: На фото образец

Описание товара:

КОНГО РЕСПУБЛИКА

100 франков 1995 года

"JUNKERS JU 52"

Аверс: В центре монеты на фоне гор изображён пассажирскийвоенно-транспортный самолёт - JUNKERS JU 52 (горы и самолёт изображены при помощи цветной эмали). Справа расположен год чеканки монеты: 1995. Вверху полукругом по краю монеты отчеканено название самолёта: "JUNKERS JU 52".

Реверс: В центре монеты изображена сидящая женщина, держащая в руках щит, на котором написан девиз Республики Конго: "UNITE, TRAVAIL, PROGRES (ЕДИНСТВО, МИР, ПРОГРЕСС)". Вверху полукругом название страны-эмитента на французском языке: "REPUBLIQUE DU CONGO"; внизу полукругом отчеканен номинал монеты - 100 FRANCS.



JUNKERS JU 52

Юнкерс Ю 52/3м (нем. Junkers Ju.52/3m, «3m» в обозначении означает drei Motoren — трёхмоторный) — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт. Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год.

Самолёт получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» — «Тетушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании — «Pava» («Индюшка»).

Производился фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 год. Построенный в 1930 году прототип Юнкерс Ю 52 имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до трёх, и самолёт получил обозначение Ju 52/3m. Добавление двигателей значительно улучшило лётные характеристики Ju 52, и он поступил в коммерческую эксплуатацию. Первоначально самолёт использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпании Люфтганза. Пассажирский семнадцатиместный Ju 52 совершал рейс из Берлина в Рим за 8 часов. Был создан и транспортный вариант. По некоторым сведениям, в конструкцию этого самолёта изначально была заложена возможность быстрой модернизации его в легкий бомбардировщик.

В 1936—1939 гг. модернизированные Ju 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне (в составе Легион «Кондор»), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ju 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолёту обязана победа революции в Испании».

Впоследствии Ю 52 стал основным военно-транспортным самолётом Германии во Второй мировой войне. Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции — захвате острова Крит. Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

После окружения немецких войск под Сталинградом, попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО, а также в результате разгрома Тацинского аэродрома 24 танковым корпусом, привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52. Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее, Ю 52 производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.

Последний раз массово использовался во время наступления в Арденнах (операция «Вахта на Рейне»). Во время операции самолеты Ju-52 произвели выброску воздушного десанта в тылу американцев, но из-за неопытности пилотов парашютисты были рассеяны на большой территории. После парашютисты решили выходить к своим. Хотя из 200 человек вышло менее половины, они навели панику в тылу союзников.

После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во Франции под названием Amiot A.A.C. 1 Toucan (серия в 415 машин, до 1947) и в Испании (до 1952). В настоящее время в мире имеется более 20 таких самолётов в качестве памятников и музейных экспонатов и несколько летающих экземпляров[1].

Эксплуатанты
- Германия — на вооружении люфтваффе с момента образования в 1933 году до капитуляции Германии в мае 1945 года
- Болгария — в 1938 году два Ju 52/3mg4e получены из Германии для военно-воздушных сил Болгарии
- Финляндия — два пассажирских самолёта Ju-52/3m финской авиакомпании «AERO OY» после начала финской войны 1939—1940 были переданы в состав военно-воздушных сил Финляндии
- Швейцария — в военно-воздушных силах Швейцарии эксплуатировался до 1980-х годов.

Интересные факты
- 15 мая 1941 года немецкий Ju 52 вторгся в советское воздушное пространство и, пролетев по маршруту Белосток — Минск — Смоленск незамеченным, приземлился в Москве на центральном аэродроме около стадиона «Динамо».
- Один из финских Ju 52, имевших собственное название «Каlevа» был сбит советскими бомбардировщиками ДБ-3Т 14 июня 1940 года. Он выполнял рейс Таллин — Хельсинки.